Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [37]

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Мама+ребенок+Доман


Среда, 22.05.2024, 05:28
Главная » Статьи » Мои статьи

Продолжение -"Я воспитываю одаренного ребенка"
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Сверхценным физическим упражнением является "брахиация", "гиббонья прогулка" - перехваты руками на весу так, как передвигались наши недавние предки. Это самое главное упражнение для развития детского мозга, дыхания, равных возможностей правой и левой руки, письма, физической силы. Оно резко увеличивает "мануальный интеллект" ребенка. К этому упражнению нужно последовательно идти, начиная с первых дней жизни: учить ребенка висеть на ваших пальцах, ЭТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО НАД МЯГКОЙ КРОВАТЬЮ, хотя скоро вы будете чувствовать, когда ребенок собирается отпустить свои руки. Позже ребенок может висеть на трапеции - любой гладкой палке, которую вы повесите в проеме двери. Постепенно, поддерживая его, принимая на себя большую часть веса, вы учите его перебирать руками. Упражнение сложное, и не заставляйте ребенка передвигаться по горизонтальным лестницам на детских площадках - обычно там слишком большое расстояние между перекладинами. Такую лестницу обязательно нужно установить дома. Доман даже рекомендует делать это упражнение всей семьей - это прекрасный пример для ребенка, если, конечно, его папу удастся оторвать от телевизора. Начинать занятия лучше на наклонной лестнице, передвигаясь по ней вниз. Частота перекладин должна быть не более одиннадцати сантиметров. В своей книге Доман пишет, в каком возрасте каждое движение будет являться мировым рекордом. Но важно не нагружать ребенка движением, к которому он не готов.

Еще важная домановская "тройка" (в зависимости от возраста): ползанье, ходьба, бег. В институте Домана изобретен трюк для ползанья - узкий, мягкий жолоб, который устанавливается под небольшим углом, чтобы организовать беспорядочные движения новорожденного. Придерживайте ягодички, чтобы ребенок не шлепался лбом. Старайтесь каждый день увеличивать дистанцию. Кстати, Доман резко возражает против положения новорожденного "на спине", считая эту позу бесполезной и унизительной. Это не значит, что ребенка нельзя класть на спину, просто не злоупотребляйте этим.

Для детей после года Доман очень рекомендует длинные прогулки, а постепенно - короткие пробежки и систематический бег по улицам или паркам с родителями. Очевидцы пишут, что "дети Домана" в четыре года легко пробегают 5 километров, а к семи годам и по девять километров легкой расслабленной трусцой. Мы говорим о "генеральном направлении" - пешком, а не в коляске. "А если я тороплюсь и у меня нет времени", - значит пешком, когда есть время. "А если он упрямится и не хочет ходить пешком"? Конечно, он не хочет, если приучили ездить. Давайте придумывать какую-нибудь интересную цель, ради которой можно пойти пешком. Может быть, недалеко есть зоомагазин? Или работает бульдозер? Только не ломайте ребенка, лучше дольше, меньше, но не силой, чтобы не прививать к ходьбе и бегу отвращение. Кстати, есть ли у вас в доме лифт? Не забывайте, что вниз лифты маленьких детей не возят. Пешком вниз - прекрасное упражнение для развития равновесия. Масару Ибука, генеральный директор японской фирмы "Сони", рекомендует начинать учить детей кататься на роликах, пока они еще не научились ходить. В этот момент дети осваивают ролики мгновенно. В продаже существуют раздвижные роликовые коньки, рассчитанные на детей старше трех лет, но их можно легко приспособить и для годовалого ребенка. И в полтора, и в два года ребенок учится кататься на роликах невероятно быстро, только держите его за руку, чтобы он поменьше падал. Статистика, которая все знает, свидетельствует, что подготовка спортсмена мирового класса стоит около миллиона долларов. Ролики - это наш первый шаг к очень легкому первому миллиону.

Давайте еще для начала занятий введем на кухне постоянную математическую полку: нужно нарисовать только громадный знак ПЛЮС и громадный знак РАВЕНСТВА. А дальше используйте имеющиеся по сезону продукты. Два огурца и один огурец равны трем огурцам. После того, как огурцы уйдут в салат, положите на полку апельсины, чеснок, или картошку, или чашки. Через три месяца сложение можно заменить вычитанием. И давайте ребенку засыпать под хорошую музыку. Магнитофоны сегодня есть у всех, и поставить перед сном кассету - всего лишь секунда.

Вот мы почти без затрат делаем первые шаги в сторону высокой одаренности. Все-таки я очень советую вам найти любую из книг Домана и принимать решения, имея ее в руках. Потому что кухонная лаборатория - это доступный вариант при цейтноте родителей. А может быть, вы захотите писать карточки на картоне! И заниматься по классической системе раннего развития! Для тех, кто захочет контактировать непосредственно с институтом Домана, я сразу пишу его адрес: The Better Baby press The institutes for the Achievement of human potential 8801 Stenton avenue, Philadelphia, PA 19118 USA. Вот еще полезный адрес организации "Поверь в свое дитя" для тех, кто владеет французским. Они высылают много бесплатных проспектов, рекламирующих свои игрушки, занятия, игры. Association "Croire en son enfant" 32, avenue des Jockeys, 92380, Garches, France. И, наконец, для тех, кто хорошо владеет русским языком: Центр Никитиных. 143900, г. Балашиха Московской обл., узел связи а/я 100, Кравченко Игорю Львовичу, Россия.

В школу Домана можно записаться и пройти вместе с ребенком недельный курс обучения, а также, если вы пройдете экзамены, можно поступить в заочную и очную школу. Сведения об институте Домана подробно даны в "Интернете".

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНОЙ ЖИЗНЬ

В ДЕТСКОЙ КРОВАТКЕ

Уже с двух-трех месяцев очень важно прикрепить вдоль кровати дополнительные горизонтальные рейки и научить ребенка поднимать руку и цепляться за эти рейки. Высоту можно менять, чтобы ребенку было не страшно не только взяться за рейку, но и отпустить ее. Рейку можно прикрепить обычной цветной изоляционной лентой, обмотав каждое пересечение, чтобы ребенок не мог прищемить палец. Такие рейки помогут ребенку с сильными руками рано научиться вставать. Повесьте на стенку возле кровати предметы, которые можно легко двигать или вращать, простой радиоприемник, который легко включается, колокольчики, которые можно дергать, мяч на веревке, маленькое зеркальце, в которое можно себя увидеть. Для тех, кто может себе это позволить, очень хорошо укреплять игрушки серии "Фишер-прайз". Интересные предметы должны окружать кровать по периметру, чтобы был стимул передвигаться вдоль борта. К пяти месяцам можно установить длинную продольную дополнительную перекладину, чтобы сузить ширину кровати и чтобы ребенок понимал, что до противоположного бортика можно дотянуться. Все опасные углы и вертикальные перекладины могут быть "смягчены" кусочками поролона - если у ребенка не будет страха и падать будет не больно, он будет намного активнее.

С ребенком удобно заниматься, когда он стоит в кроватке. Вдоль кровати могут висеть его первые слова. Но кроватка не должна быть тюрьмой - вынимайте его от­туда по первому требованию. А еще лучше месяцев в восемь выпилите две ее вертикальные рейки и научите ребенка самого выбираться из кроватки. Зная, что он сам может выйти, он будет охотнее там играть, давая вам небольшую передышку, которая вам очень пригодится.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Я много раз упоминала программу "энциклопедических знаний" о мире, которую вводит Доман, и так называется его книга. Именно эта книга и вызывает наибольшее число нареканий, во всяком случае, "ломаются" матери именно в этом месте, хотя начинается программа совершенно невинно. Берем все сведения о мире и изобретаем для них систему. Доман вводит десять категорий, хотя их может быть намного больше.

Биология. История. География. Музыка. Искусство. Математика. Анатомия человека. Общие знания. Язык. Литература. Собственно, для чего мы учились читать? В основном, чтобы дети могли получать знания.

Доман часто сравнивает мозг ребенка с незагруженной памятью компьютера. Если компьютер обучать без системы, из него невозможно будет ничего вынуть. Кстати, как вы оцениваете возможности памяти компьютера (разумеется, самого совершенного) и человеческого мозга? Это данные Международного Красного Креста: 1:100. Человеческий мозг вмещает в десять раз больше информации, чем все национальные архивы США. Только правильно этот живой компьютер загружайте! Нужно найти хороший источник информации, хорошие фотографии. Систематизируемую информацию вы приклеиваете на обратной стороне карточки, на лицевой четко пишете название объекта. Биология - категория. Раздел - птицы. Ворона, малиновка, соловей, страус, тетерев, утка, курица, скворец, воробей, гриф. Доман пишет, что если вы в течение десяти секунд показываете ребенку не десять случайных карточек, а десять карточек, относящихся к определенной категории, вы предоставляете ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний.

Ребенок не просто выучивает на всю жизнь десять фактов, а овладевает целой системой знаний. 1 секунда на карточку. Начинайте с демонстрации трех различных категорий по десять карточек в каждой. Постепенно вы можете добавлять новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет двенадцати. В тот момент, когда количество категорий достигнет десяти, можно ежедневно удалять по одной карточке из каждой категории. Доман, ориентируясь на "профессиональных" мам, считает, что это минимум: замена десяти карточек в день. В среднем цикл каждой карточки - это тридцать занятий - по три занятия десять дней. Но в какой-то момент вы должны увидеть, что и пяти дней показа достаточно, то есть за пятнадцать раз ребенок это понятие полностью усвоил.

Когда ребенок усвоил приблизительно тысячу карточек, Доман предлагает приступить к созданию интеллектуальной программы. Вот в чем ее суть: на каждую карточку заносится десять усложняющихся уровней определения объекта. Пример: карточка "ворона". Раздел: Биология. Категория: Птицы. Карточка: Обычная ворона.

1 уровень сложности: где вьют гнезда.

2 уровень сложности: из чего состоят гнезда.

3 уровень сложности: чем питаются.

От уровня к уровню наши сведения об этой подозрительной птице становятся подробнее. Сколько выводков в год? Где водится? Кто еще относится к семейству вороньих?

10 уровень сложности: только в Новой Зеландии и на островах Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

Не забывайте, что, например, в географии вы одновременно прорабатываете Новую Зеландию и Океанию, и происходит связывание самой разнообразной информации тонкими нитями, за которыми мы уже не успеваем следить. Неужели ребенок все это запоминает?! Вы помните анекдот, как деревенский парень попадает в зоопарк и читает на клетке со слонами: "Слон съедает в день 10 килограммов яблок, 12 арбузов, пять килограммов бананов, шесть килограммов груш и дынь". "Неужели он все это съест?" - спрашивает парень у сторожа. А сторож отвечает: "Съесть-то он съест, да только кто ему даст!"

Уже известно, что всю информацию, которую мы в состоянии дать, ребенок проглотит и оближет пальчики, но подготовить программы, которые рекомендует Доман, чрезвычайно тяжело. Вы помните, я писала о "невинном" начале? Есть старая арабская сказка, в которой шах награждает героя золотом из своей сокровищницы и спрашивает, какого количества ему хватит. Герой предлагает свою систему оплаты, на которую шах легко соглашается: на первую шахматную клетку две золотых монеты, на вторую восемь и дальше в геометрической прогрессии. Сокровищница шаха опустошается, пока мы не добрались еще даже до половины шахматной доски. Я просто не знаю, где на свете существуют учебные пособия для такой колоссальной работы. В Америке, правда, есть специальные наборы карточек, которые выпускает институт Домана, но Америка, как известно, очень далеко. Кроме этого учитывайте, что учебный материал лучше готовить самим родителям, тогда вы хорошо им владеете, а не просто начитываете ребенку чужую усредненную информацию. Доман еще рекомендует писать на карточках какие-нибудь живые детали, например, что Чайковский, дирижируя, держался левой рукой за подбородок, "чтобы голова не оторвалась", а у Баха было ровно двадцать три ребенка, и такие подробности, выбранные кем-то другим, будут вас раздражать. Пройдя первый уровень сложности по разным птицам (орел - хищная птица, курица не умеет летать и т. д.), вы проходите на следующий уровень. Доман пишет, что через год вы удивитесь, насколько изменятся ваши собственные познания в различных сферах. Общее время занятий в течение дня: 12 категорий х 3 раза х 10 секунд = 6 минут в день. Эти шесть минут в день не должны вас обманывать. Это очень долгие шесть минут. Для меня самой таинственной была фраза Домана: "То, что вы меняете на новые 10 карточек в день, это минимум, а не максимум". Но я давно твердо решила, что моему сыну подходит именно та программа, которая подходит мне, точнее, которая мне по силам. И категорий в день можно проходить не 12, а две!

Я думаю еще, что очень важно разделять энциклопедические знания ребенка до полутора-двух лет и после этого возраста. Энциклопедические знания четырехмесячного ребенка: как проползти в ванну и на кухню, где находится холодильник, и откуда в квартиру входят люди. Этими знаниями будет понимание, что можно увидеть маму с балкона, а потом поменяться с ней местами и понять, что мы живем на втором этаже. Это знания о том, что дом можно построить, а море очень соленое.

На приобретение всех этих знаний нужно много времени и раньше срока, НО ИМЕННО РАНЬШЕ СРОКА, А НЕ ВООБЩЕ, обстреливать сериями других энциклопедических сведений маленького ребенка не нужно.

Есть много сведений, которые не лежат в основном русле человеческой культуры. Как-то мне попалась красивая книга с картинками "Аквариумные рыбы", мы начали их учить, но потом я решила, что все-таки этими странными названиями забивать голову ребенка не обязательно. Я не могу до конца принять еще единообразия - принципа, который использует Доман для подачи информации. Я думаю, что многие вещи, которые может сделать американская мать, европейским родителям просто не под силу. Во многом именно из-за совершенно компьютерного укладывания информации в мозг, где царем царей становится голый, неизвестно откуда взявшийся факт. Одинаково сухо в память ребенка уходит птица коноплянка, водится на крайнем юге, съедает двести килограммов конопли, Моцарт, родился в Гданьске, начал писать в шесть лет, имел двенадцать жен, написал сорок пять произведений, умер в тридцать пят лет. Единообразие подачи - закон. Факт, или бит, то есть коноплянка и Моцарт, - бесстрастные винтики системы, которые нужно подавать в мозг, выделяя из фона.

В уровни сложности для запоминания можно вводить шутки, но другие птицы, домашние коты и Сальери безжалостно вырезаются с площади бита. Они являются посторонними, самостоятельными битами информации. И система, конечно, работает. И преступление не дать ребенку шанс войти по этой системе в жизнь, пусть растянув ее на лишние годы, если она кажется очень трудоемкой. Но мы заметили, что в нашей жизни Моцарт редко бывает без приятелей, которых не хочется срезать с портретов, за канарейкой гоняются кошки, а главное, что ребенок на любой, даже перенасыщенной деталями фотографии, легко находит известные ему мелочи. Мы решили учить ребенка по системе Домана, только познакомив его с данной областью в целом. Даем, например, ему представление об Африке, потом о зверях Африки, потом о борьбе в животном мире, о существовании хищников, а только потом выделяем деталь из фона, знакомя его с десятью уровнями сведений об африканском льве, его привычках и месте в системе классификаций Линнея, то есть идем не от частного к общему, а от общего к частному и снова к общему, что должно дать другую степень человечности и теплоты видению ребенком окружающего мира. "Неуспеха" быть не может, как бы вам это не казалось.

У меня самой были периоды полного разочарования, когда мне казалось, что меня разыграли, и движения практически нет, или я бездарный учитель, а мой ученик хотя и ужасно любимый и смешной, но такой тупешка, что вообще ничего не в состоянии понять - уже девять месяцев, а он не читает и не разговаривает. Месяцев в восемь впервые свершилось маленькое чудо - я показала ему слово "лампа", и он четко показал на лампу, я еще раз показала слово "лампа", и он второй раз показал на лампу. Тогда я позвала в комнату всю семью и показала ему слово "мама", а он снова показал на лампу, и такие разочарования продолжались весь первый и начало второго года. Нет, не то чтобы в полтора года мой сын уже читал - Доман пишет, что мировой рекорд принадлежит девочке, которая в два года и один месяц вслух читала газету. Но на второй год напряженных занятий я значительно поумнела. Во-первых, я уже начала разбираться в том, к какому виду и типу относятся креветки и морские звезды и чем гобой отличается от валторны. Во-вторых, стало ясно, что ребенок чрезвычайно наблюдателен и умен, а остальные результаты - уже дело времени. Меня поддерживала еще его способность очень быстро всему учиться: он быстро и рано научился ходить, за день научился вылезать из кроватки, в полтора года за месяц научился кататься на роликах, а чуть позже тоже за месяц - на трехколесном велосипеде. Это произошло, как только ноги стали доставать до педалей. Это, кстати, большая сложность - найти велосипеды для таких малышей. С роликами легче - в ролики для трехлетнего можно влезать в грубом ботинке, и нога хорошо фиксируется. Так что с первого года можно использовать ролики старших братьев. А что делать с самими старшими братьями, если им больше восьми?!

Каждый раз, когда я пишу, что рост мозга прекращается в восемь лет, я чувствую свою вину перед всеми второклассниками. Но я пришла к выводу, что хотя идеи Домана касаются в основном малышей, но есть принципы его занятий, которые могут быть спасительными и для более старших детей, которых мы запустили.
РОДИТЕЛЬСКИЕ КНИГИ И КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Знаете, какая самая сложная проблема, с которой я столкнулась, начиная осваивать систему Домана? Я не смогла прочитать НИ ОДНОГО родительского отчета о том, как другие семьи последовательно занимались с детьми. Все хранят тайну. Книги о детях вообще делятся на книги врачей, педагогов и книги родителей. Парадокс в том, что педагоги не знают тонких подробностей, потому что пишут не о своих детях, а у родителей опыт обычно ограничивается небольшим количеством детей. Но книги педагогов по раннему воспитанию найти можно. Правда, сведения у них неконкретные, что происходит с ребенком ото дня ко дню, остается загадкой.

Я начала писать "родительскую" книгу о раннем воспитании сына только потому, что такой книги, которую была нужна мне самой, я просто не нашла. Мне нужна была книга, которая начинается еще с беременности, мне нужна была книга, которую как руководство я могу взять с собой в роддом. Я искала книгу подробную, по месяцам, с чередованием родительских действий, о результатах - удачных и неудачных, но почему-то таких книг последователи Домана не пишут. Я допускаю, что это происходит потому, что многие родители готовы писать подробный дневник, но они абсолютно не верят в удачу! А когда спохватываются, то писать уже поздно. Или думают, что чужие родительские дневники людям читать неинтересно. А я бы ими зачитывалась. Мне не хватало чужого опыта именно в мелочах, в каждом пустяке, касающемся этих "детей Возрождения", как их называет Доман. Сейчас я понимаю, что это все-таки маленькие дети, только умнее и интереснее других, но мне нужны были советы и ежедневная страховка.

Прекрасные книги Домана полны самой высокой патетики, но там нет информации, как приучить "ребенка Возрождения" к горшку или с какой частотой этим умникам можно делать клизму. Но у Домана земных тем нет. И он пишет, что занятия всегда идут на "ура", а они иногда идут на "ура", а иногда нет.

Чем важны родительские дневники, которых я жду от мам: они позволяют родителям намного внимательнее следить за ребенком и, имея накопленную и обдуманную информацию о его развитии, менять на ходу план занятий. Незаписанная информация работает на вас неправильно, потому что она наслаивается одна на другую и расслоить ее обратно по памяти невозможно.

Лучше всего дневник оформлять в виде книги по разделам. По книге легче следить за развитием каждой темы и этим себя контролировать. Забросив книгу, которую вы пишете, вы наверняка забросите вместе с ней часть занятий, забудете о них, у вас не будут доходить до них руки. А просматривая свою книгу, вы будете ясно видеть, чем вы перестали заниматься, какие разделы занятий нужно изменить, где перестали расти ваши результаты. "Ой, кому нужны такие материнские книги?"! Кому нужны книги человека, который первым вступает на новый континент? Всем, кто идет за ним следом. Всем, кто интересуется рождением детей и хочет, чтобы они могли реализоваться. Таких людей совсем не мало. И ваш ребенок заслуживает того, чтобы написали книгу о том, как он научился читать. Сейчас свои книги пишут футболисты и культуристы, политические деятели, танцоры, сутенеры. Я вас уверяю, что ваша книга важнее. Книга - это более активное действие, чем дневник, но даже пишущим родителям начинать книгу страшно. Шансы на успех кажутся призрачными, и тут кроется ошибка: ведь не только ранние результаты являются победой - победой являются сами занятия, и они требуют, чтобы вы осмысливали их письменно.

Какие же книги обязательно, нужно или можно прочитать молодым родителям? Попробуем привести наиболее полный список:

Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. Аквариум. Москва. 1995.

Это основная книга системы, но не забудьте, что от своих идей, как учить ребенка до года, автор впоследствии отказался.

Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. Аквариум. Москва. 1996.

Раздел о физическом воспитании вам нужно немедленно прочитать, но написан он очень сложно, перечитайте его два раза.

Никитин Б., Никитина Л., Резервы здоровья наших малышей. Физ-ра и спорт. 1990.

Б. Никитин. Первые уроки естественного воспитания. Ленинград. 1990.

Обе эти книги Никитиных должны лежать у вас на пеленальном столике.

Серз У, Серз. М. Ваш ребенок. Москва, Крон-пресс, 1995.

Эта книга вместе с книгой Пенелопы Лич "Дитя и ребенок" могут быть базовыми книгами, учитесь по ним обращаться с ребенком, но идей раннего развития эти авторы не придерживаются. Серзы рекомендуют с первых месяцев носить ребенка за спиной матери - это забавно, но не злоупотребляйте этим, полезнее ползать или бегать по комнатам в ходунке.

Гебель. Глеклер. Ребенок от младенчества до совершеннолетия. Москва. Энигма. 1996.

Хорошая врачебная книга с современным освещением медицинских проблем. Изумительно точная оценка влияния телевидения на детей.

Масару Ибука. После трех уже поздно. Москва, Знание, 1992.

Самое интересное в книге (кроме ее названия) - тот факт, что автор - генеральный директор фирмы "Сони". Он большой поклонник идей Домана и популяризатор музыкальной теории Сузуки ("С двух лет играю с мамой на скрипке") - общие рассуждения, иногда полезные.

Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. С.-Петербург. 1996.

Книга рассчитана на преподавателей музыки и родителей с музыкальным образованием. Интересные идеи, как начинать занятия музыкой с совсем маленькими детьми.

Б. Спок. Ребенок и уход за ним. Лениздат. 1992.

Относитесь к ней как к прекрасной книге девятнадцатого века.

Алан Фром. Азбука для родителей. Ленинград. 1991.

Ровный хороший справочник типа книг Спока и того же периода. По алфавиту перечисляются проблемы разных возрастов и сами по себе совершенно разнородные.

Клименко. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996.

Очень важная книга для решения вопроса, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был творческим человеком. Если да, то обязательно следует развивать его левую руку. Остальные главы очень многословны.

Конечно, книг намного больше, чем этот короткий список, но повторяю, что все они не касаются раннего воспитания, и если ваш дневник будет издан тиражом больше одного экземпляра, то пришлите мне его, пожалуйста, по адресу: Евгения Тропп РОВ 6997 ИЕРУСАЛИМ ИЗРАИЛЬ.

Самая неудачная реакция на любую книгу о детях - принять ее всю целиком и попытаться выполнять все, что там написано. Все матери по-разному пытаются передать ребенку свои представления о культуре, и чужие рецепты подойти целиком вам не могут. Существует масса теплых, квалифицированных книг, только нужно учиться видеть точки своего несогласия с авторами. Не бояться того, что у вас может быть ДРУГОЕ МНЕНИЕ. Вы находитесь на почти неизведанной территории: после года занятий с ребенком вы сами станете одним из уникальнейших специалистов на свете.

ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ
Невозможно ответить сразу на все практические возражения, которые я слышу, но они в основном сводятся к тому, что сложно заниматься дома с ребенком, если нужно зарабатывать деньги на жизнь. Все-таки на Западе большинство матерей имеет реальную возможность в первые годы не работать. В Америке, в Германии, в Японии, в Италии, во Франции и еще в сорока пяти странах мира легче с книгами, с пособиями, с бассейнами, с возможностью не думать, где купить еду на вечер, с картоном, с фломастерами и красками. Но это не значит, что невозможно заниматься с ребенком, которого вы про- извели на свет. Нужно придумывать, как упростить свою жизнь, брать работу на дом, полноценнее использовать часы, которые вы проводите дома. Но главный выход, который я вижу — кооперация с другими родителями и создание крошечных групп единомышленников. Занимающемуся по Доману ребенку в обычном садике очень скучно. Подумайте, у кого из ваших одноклассниц есть маленькие дети — это может оказаться выходом. Намного легче заниматься с двумя-тремя детьми, чем с одним. Ребенку даже полезнее заниматься в группе: вам будет легче компенсировать усталость, занятость, плохое настроение. Если с детьми занимается сразу несколько человек, резко возрастает количество областей, в которых кто-то из вас ориентируется в совершенстве.

Кто-то увлечется системой больше других, и он сможет тратить на детей больше времени. Помните, что отдача от таких занятий НЕВЕРОЯТНАЯ, ни с чем почти не сравнимая, может быть, только с моментом, когда ребенок рождается на свет, и вы слышите первый крик.

В группе легче решить вопрос занятий иностранным языком, кто-нибудь вызовется СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ ЯЗЫК, чтобы заниматься с детьми — учителю это даст тоже очень много. Вашему ребенку с детства нужны друзья и интересные собеседники, в этом им тоже поможет группа. Не страшно, если у детей есть возрастная разница, занятия все равно проводить можно вместе, и появляются другие полезные аспекты общения.

БЕЗ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ СНЕГА СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ НЕ РАСТУТ
В состоянии ли женщины выполнить программу занятий профессора Глена Домана? Он так планирует ежедневные занятия "компетентной" американской матери: чтение — 9—15 "подходов" в день, сами занятия могут занимать доли секунд, но не забывайте, что к ним нужно готовиться. Математика по программе "Учимся считать" — 9—15 "подходов" в день (плюс режем картон и наклеиваем красные шарики). Раздел "Энциклопедические знания" — цитирую: "через два месяца занятий занимайтесь по 12 категориям, каждая по десять карточек — по три занятия каждой категорией в день. Ежедневно в каждой категории можно менять по одному слову, жизнь карточки 10—12 дней". Двенадцать умножаем на три: тридцать шесть раз зачитываем вслух десять карточек. Физическое развитие — перехваты руками не менее пятнадцати раз в день, не забудьте заказать для этого шведскую стенку и горизонтальную лестницу. К этому упражнению хорошо добавить раскачивания на трапеции, которую можно укрепить в проеме дверей. Грудному ребенку это рановато, он пока только висит на пальцах, но дистанция его проползания должна увеличиваться на 90 см в день. Программа развития равновесия — каждое из пятнадцати базовых упражнений минимум по одному разу. К двум годам жизни ребенок должен проходить или пробегать не менее 1,5 километ- ров в день, с тем чтобы к четырем годам свободно пробегать 5 километров — это средний результат учеников школы Домана.

Хорошо, если есть возможность несколько раз в неделю бывать с ребенком в бассейне, десяти-пятнадцати минут в воде ребенку совершенно достаточно. Одного английского языка американскому ребенку мало. В южных штатах автоматически вторым языком будет испанский. Но Доман особенно рекомендует изучение языков из далеких групп, например, японского. На двух-трех языках говорят и читают все ученики Домана, но он пишет о детях, которые свободно говорят и пишут на пяти-шести языках. В Бразилии он встретил мальчика, который бегло читает и пишет на девяти: французском, арабском, английском, турецком, немецком, иврите, на идиш, испанском, португальском. С каждым из родственников он говорит на нужном языке и часто выступает в роли переводчика (его семья разбросана по миру, а выехали они из Египта). Действительно, изучение экзотических языков очень развивает детский мозг, а вы можете изучать японский параллельно с ребенком, есть прекрасные самоучители. Старайтесь много петь и обязательно несколько раз в день занимайтесь на ксилофоне — это необходимое начало для систематических занятий музыкой. Доман рекомендует метод Сузуки, так что ищите заранее скрипку-восьмушку. У ребенка с первых лет жизни должны быть домаш- ние обязанности, которые ему нужно помочь освоить Детские площадки способному ребенку быстро надое' дают— избегайте всего искусственного, лучше гулятьс ребенком в лесу, в парке.

Я надеюсь, что интеллигентным мамам не нужно объяснять, что ребенку следует много читать вслух, и очень хорошо, если вы заучиваете стихи наизусть. Классическая музыка — пластинки, магнитофонные записи — пусть сопровождают жизнь вашего ребенка каждый день. Не диктуйте ребенку, что именно он должен рисовать, просто давайте ему яркие краски почаще, даже можно разрешить разрисовывать какую-нибудь стенку (не стоит ограничивать фантазию). Стенку можно потом оттереть скипидаром.

Переходим к играм: шахматы и игры в мяч смешивать не будем! Шахматам нужно учить, а мяч — это скорее развлечение. Но если вы хотите достичь результатов, то удары ракеткой и удары ногой (вы уже повесили дома мячи на веревках?) все-таки лучше "ставить". Не забывайте о ногах — велосипед и ролики. На роликах лучше кататься на специальных катках, чтобы ребенок видел, какие результаты показывают другие дети. Сесиль Лупан рекомендует французским матерям заниматься с детьми еще конным спортом и чаще ходить в музеи, но если вы живете не в столице, то такие поездки чаще чем два раза в месяц могут показаться вам утомительными. Сам Глен Доман с восторгом рассказывает, что дети ин- дейца, с которым он вместе воевал, сидят свободно в седле, начиная с десяти месяцев.

Кроме конного спорта я совершенно обошла своим вниманием общение ребенка с животными. Хорошо, если у вас есть добрая собака. Доман пишет, что если вы не чувствуете "безумной" любви к детям, то, может быть, вам и не следует их иметь. Мы ведь пока только пишем об основной нагрузке ребенка, но такие занятия требуют большой подготовительной работы. Нужно основательно обзавестись словарями, энциклопедиями, компьютером — вы не имеете права нагружать ребенка непроверенными данными, ребенок запоминает любой факт очень прочно, и вытравить из памяти ошибочные сведения будет очень сложно... Легче всего представить этот поток занятий шуткой, а то чтение этой главы отобьет охоту не только воспитывать одаренных детей, но и вообще их иметь. Но поверьте: даже очень экономя свои силы, можно выполнить большую часть программы.

Для того чтобы успевать делать то, что вы хотите, вы должны понять, чего вы можете добиться от ребенка самыми малыми средствами. Доман приводит следующий пример. Ребенок видит в окно собаку и спрашивает: "Что это?". Варианты ответа: 1. Погоди, мне сейчас некогда. 2. Это гав-гав. 3. Это собака. 4. Это собака породы колли. Каждый из ответов займет у вас одинаковое время, но вы можете двигаться вперед или не идти ни- куда. При целеустремленном подходе к занятиям с ребенком любая секунда, которую вы проводите вместе, может быть наполнена смыслом. Можно ехать в автобусе и на пальцах проходить всю программу математики по Доману, вводя счет и арифметические действия. Ребенок может ехать в коляске, лежа на животе, и видеть мир, или ехать лежа на спине, и видеть крышу коляски. Он всегда может ездить на лифте, да еще сидя на руках, или всегда идти пешком, не зная о существовании лифтов, но тренируя ноги и вестибулярный аппарат. А бабушка, которая, как вам кажется, только балует ребенка, может баловать его на каком-нибудь языке, который она знает с детства, и к трем годам ребенок тоже будет знать этот язык. Дело не в конкретной системе Домана, а в вашем понимании, что "после трех — поздно!". Все постсоциалистические страны сейчас испытывают "утечку мозгов" — единственным спасением может быть полная перестройка системы дошкольного обучения. Годы детского садика не очень-то многому учат. Почти нет детей, которые в совершенстве владеют иностранными языками, не потому, что нет возможности, а потому, что неверен подход.

Я имею большой личный опыт преподавания иностранных языков детям и могу сказать, что есть простой способ, который доступен не только специалистам, а почти любой матери, которая готова слушать. Если нет возможности общения ребенка с носителем языка, нуж- но создать базовые тексты, лучше всего сказки, короткие, средние, длинные. Вы можете разобрать сказку с преподавателем и читать ее с ребенком, пока он не будет блестяще знать ее наизусть. Сказку нужно повторять каждый день до тех пор, пока ребенок не будет знать и чувствовать каждое слово и каждый предлог — его не нужно спрашивать, только повторяйте ему текст. Делайте это в игре, по дороге в садик, оживите сказку смешными деталями, вклейте дочкину фотографию... Это "базовый иностранный корабль", от которого он или она будут отталкиваться. Выучив первую сказку, также тщательно займитесь второй. Выученных трех сказок за год будет достаточно. Не гонитесь за количеством, добивайтесь только полного, абсолютного запоминания. При таком способе занятий в мозгу ребенка образуется ядро иностранного языка, которое будет там находиться всю его жизнь. К существующему ядру можно прибавлять любое количество отдельных слов, выражений, они будут цепляться на улице, с телевизионного экрана, отовсюду, но БЕЗ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ СНЕГА снежные лавины не растут. Без четкого языкового ядра происходит всем нам известный процесс: шесть лет учим язык в школе, четыре года в институте, не понимаем ничего и не можем сказать ни слова. Очень хорошо, если рассказ или сказка, которые учите, занимают площадь отдельной книжки. Очень хорошо, если к каждой странице есть яркие иллюстрации, но их можно усилить и самому. 300, 400 или 500 повторений сказки — это показатель правильной работы. Несколько прочно выученных текстов дадут в будущем возможность объясниться на этом языке на любую тему. Даже если пройдет несколько лет, в течение которых вы не будете заниматься этим языком, при необходимости эта "почка, уснувшая на время", зацветет, и знание языка можно будет довести до любого уровня.

Ребенок должен учить новые языки в тот момент, когда появляется минимальная для этого возможность. Поэтому советы начинать учить язык не раньше семи-восьми лет (я видела это в трех руководствах) являются непрофессиональными.


Категория: Мои статьи | Добавил: assolka (05.01.2010)
Просмотров: 2131 | Рейтинг: 5.0/1
Наш опрос
Полезна ли Вам информация на сайте?
Всего ответов: 70

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz