Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [37]

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Мама+ребенок+Доман


Вторник, 21.05.2024, 22:25
Главная » Статьи » Мои статьи

Противникам методики Домана
Встречая на форумах о раннем развитии негативные отзывы о методике Домана, обычно сильно удивляюсь их необоснованности и дилетанству.

Странно, но такое впечатление, что пишут те люди, которые либо ее никогда не применяли на практике сами, либо "запуганные” мифами о раннем развитии родители, которым лениво разобраться в сути или самим заглянуть хотя бы в одну из книг Домана, либо это просто заказные статьи, цель которых реклама других методик и пособий.

К сожалению, в каждом форуме на каждую реплику не ответишь, поэтому решила создать этот пост.

На днях получила в рассылке на тему раннего развития очередной нелестный отзыв о методике Домана. На примере этой рассылки и хочу разобрать самые распространенные мифы об этой методике.

В начале выпуска рассылки дано описание самой методики, оно достаточно корректно, поэтому оставляю его без изменений. Дальше синим цветом буду выделять заявленный в рассылке тезис, а красным – свой комментарий к нему.

Итак, начнем…

"Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: "после трех уже поздно”. В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана.

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные” клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими "битами информации”, как называет их сам Доман.

Неправда! Во-первых, сейчас есть много хороших пособий с уже готовыми карточками и даже 10-уровневыми «битами информации». Например, пособия «Умницы». Так что времени на подготовку материала уходит не много. Кстати, необходимость каждодневной минимальной подготовки к занятиям (подобрать и разложить карточки для следующего дня занятий) хорошо дисциплинирует маму. Согласитесь, лучше на 10 мин в день больше времени потратить на обучение ребенка, чем на лазание по Интернету.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, "отвлекаться на посторонние вопросы” – не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

Во-первых, в первый год трудно вести с ребенком диалог, он скорее от природы еще больше пассивно воспринимает информацию.

Во-вторых, никто не мешает вам вести с ребенком диалог, если он уже немного подрос и способен спросить: показали карточки, а потом обсудили возникшие у ребенка вопросы. Почему нет? Никаких абсолютных отрицаний возможности диалога с ребенком в методике Домана нет.

Методика Домана – это всего лишь один из способов подачи информации, который вовсе не исключает другие способы общения и развития ребенка.

Вы же не возмущаетесь, когда в школе учитель рассказывает строение человеческого скелета? Ведь при этом ученик тоже пассивно воспринимает информацию! Вы скажете, что дома он ее почитает сам, это уже будет активный способ, потом расскажет на уроке, тоже активный. Да! Но исходно идет пассивный способ, а потом закрепление активными! Так вот, методика Домана – это та первая пассивная ступень! А дальше никто не мешает вам показать ребенку реальную книгу, дать ее в руки, или попросить принести вам мячик. Просто когда ребенку всего несколько месяцев и он еще не умеет даже ползать его еще сложно попросить что-то сделать, поэтому активно изучать и не получается, получается только пассивно «впитывать» информацию! Вы же не будете спорить, что полезно разговаривать с ребенком с рождения, объяснять, когда его одеваете, кормите, что в этот момент вы делаете. Хотя он еще и не понимает большей части того, что вы говорите! Тем не менее вы почему-то это делаете! А чем хуже тогда не только произносить вслух, но и показывать написание производимого действия?

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту.

Во-первых, методика Домана предполагает сначала научить ребенка читать (без картинок), т.е. активировать не только схему восприятия информации предмет – озвученное название, но и схему предмет – письменное название, а потом уже переходить к показу «битов интеллекта», т.е. картинок с подписями.

Во-вторых, по методике Домана сначала показывают текст, а потом картинку, так что непонятно, почему это должно препятствовать формированию текстового мышления. В любом случае, все дети сначала рассматривают книги с картинками, пока не научились читать. Это тоже не нормально? Почему-то смотреть на картинку и слушать мамино объяснение, что там нарисовано – это нормально, и не мешает в дальнейшем самостоятельному анализу воспринятого на слух текста, а вот картинка с подписью почему-то мешает дельнейшему самостоятельному анализу письменного текста. Где логика? Схема та же! Просто пути донесения информации разные: аудиальный (мама объясняет картинку) и визуальный (показываем надпись).

Да, и сказки тоже, кстати, никто не отменял! Читайте, рассказывайте! Ведь занятия по Доману займут у вас не более 10 минут в день!

Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

Конечно, мама обязательно должна играть с ребенком в традиционные потешки, пальчиковые игры, а также заниматься рисованием, лепкой, гулять и т.п. И на всё это у нее есть масса времени! Говорю из собственного опыта! Моему ребенку сейчас 11 месяцев, занимаемся с 3 месяцев, занятия занимают не более 10 мин в день, при этом мы занимаемся математикой, чтением и энциклопедическими знаниями. Т.е. в день я показываю порядка 20 слов з раза в день, 12 предложений также 3 раза в день, 9 примеров (по 3 примера 3 раза в день) и 20 карточек с энциклопедическими знаниями (4 темы по 5 карточек). Так что времени на всё остальное остается предостаточно! А тем мамам, которым его всё-таки не хватает я бы посоветовала сократить на 30 мин в день пребывание в интернете или телефонные разговоры.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.

Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Про отсутствие времени на другие занятия, в том числе и на общение со сверстниками, уже неоднократно упоминала, что это неправда! Занятия по Доману занимают порядка 10 мин в день. Даже если вы уже рассказываете ребенку 10-ю ступень «битов интеллекта», это займет не более 30 мин в день.

Да, для детских садов этот метод не подойдет, потому как он предполагает индивидуальные занятия и призывает подстраиваться под собственного ребенка, потому что всё равно каждый ребенок воспринимает информацию с разной скоростью, кто-то 20 слов в день может выучить, кто-то 10, а кто-то и 40. Тут только мама в тесном контакте с малышом сможет определить степень его «информационного голода» и сможет вовремя скорректировать занятия под нее. Но я не вижу ничего плохого в том, что методика не приспособлена для детских садов! Лучший учитель для ребенка – это мама! И методика рассчитана в первую очередь на занятия до 3 лет, когда ребенок ДОЛЖЕН находиться с мамой, а не на попечении у детсадовских нянечек. Если же у мамы есть большое желания года в полтора избавиться от ребенка отдав его в детский сад (пусть там его научат!!!), то о каком раннем развитии вообще можно вести речь? Вообще не очень понятно, зачем рожать ребенка, если считать, что его научат и воспитают без вашего участия? Т.е. вы рожали ребенка для государства, а вам он в-общем-то не нужен?

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные "взрослые” проблемы.

А вы давно наблюдали за тем, как ваш ребенок играет в игрушки? Насколько хватает его заинтересованности, когда вы приносите новую игрушку? 30 секунд, минута? Вряд ли больше 2 минут… Не задумывались почему? А почему у вас в доме горы игрушек, а ребенок при этом все равно вместо того, чтобы часами играть с ними самостоятельно, бежит в вам, дергает за юбку и стоит-канючит МАМА?

Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша "бесполезных” кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого "знайку”, не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.

Вот именно, что «спонтанная»! Т. е. когда ребенок, играя с карандашом, способен вообразить, что это самолет! Куклы и машинки, как впрочем и методика Домана тут не при чем…

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге "Поверь в свое дитя” рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Каждый ребенок индивидуален! И абсолютно нормально адаптировать методику под него. Именно поэтому методика Домана не пригодна для детсада! Только мама сможет ее адаптировать под своего ребенка. Как впрочем, и любую другую методику! Нежели вы встречали методики, которые одинаково хорошо работают для разных детей в первозданном виде? Быть может, вы еще станете утверждать, что таково является система нашего школьного образования? Отчего же у нас тогда так мало отличников? Неужели кругом рождаются одни тупицы? Или всё-таки стоит пересмотреть общепризнанные принципы образовательного процесса?"

Надеюсь, этот пост окажется полезен "сомневающимся” родителям. Если есть еще вопросы по методике, если остались какие-то сомнения или Вы не согласны с моими доводами, с удовольствием продолжу обсуждение в комментариях.

Искренне Ваша, Федорова Дарья


Tags: дети, Раннее развитие

Эта запись была создана в Понедельник, Ноябрь 23rd, 2009 в 16:37 и помещена в рубрику Раннее развитие. Вы можете следить за комментариями к этой записи с помощью RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий к этой записи или поставить ссылку на нее на своем сайте.
8 Responses to "Противникам методики Домана посвящается…”
зоя Says:
Январь 22nd, 2010 at 11:59

Полностью согласна с автором поста. Моему старшему сыну сейчас 22 года. Я занималась с ним по доману в 5 лет. Это поздно. В результате он через пол года читал титры (бегущую строку) после мультиков. Карточки тогда я делала сама и только слова.
Сейчас со мной малыш 8 месяцев. Купили наборы фирмы Умница. Очень доольны. Малыш прекрасно показывает поведением, что то или иное слово он уже знает и отворачивается. Ему очень нравятся призентации с компьютера.
Малыш показывает сколь серьезное занятие – познание окружающего мира.
Гора игрушек у бабушки интересует малыша с точки зрения разбрасывания минут на 5 – 7.
А потом ему опять нужна новая информация.
представьте взрослого. который смотрит одну и туже программу новостей 15 раз.
А ребенку показывают одно и тоже сотню раз, отупляя приговорами что это и как называется.
Сейчас пару раз в день с малышом на руках прохожу по квартире и в стиле показа карточек четко произношу название того или иного предмета. Если он не хочет брать этот предмет в руки – идем дальше. Заметно картина мира у сына упорядочивается.
Насчет самоотверженности мамы. Да, 90% времени в сутках я с малышом.
Еще в первые дни после его рождения я очень остро почувствовала, что у меня, для меня явилось чудо. Так какие могут быть другие дела, более важные, чем занятия с малышом? Пройдет год, два и это чудо будет убегать в мир.
Александра Says:
Январь 30th, 2010 at 00:47

моему сыну 11 месяцев, и вот чем я могу "похвастаться”: мы научили его ползать с помощью трека по Доману за 1 неделю в 4.5 месяцев!!! это просто потрясающе!!! тогда, когда большинство его сверсников не могла самостоятельно передвигаться – наш сам выбирал себе маршруты и обьякты исследований ) через полгода ползания он пошел…мы так вдохновились этим опытом, что теперь я мужем делаем и продаем треки для ползания….мы в самом начале большого пути, но я верю, что когла нибуть все родители нашей и не только нашей страны смогут убедиться, что их ребенок МОЖЕТ ползать уже даже в 3 месяца…и это будет считаться нормой!! то есть мы с мужем абсолютно согласны с товарищем Доманом, что умственное развитие должно идти паралленьно с физическим…одно дополняет и обогащает другое!!!
admin Says:
Март 3rd, 2010 at 17:29

Александра, спасибо, что поделились своим опытом! Я думаю, он вдохновит наших мам на ранние занятия с малышом!
admin Says:
Март 3rd, 2010 at 17:33

Зоя, спасибо, что делитесь с нами своими успехами! Пусть примеры Ваших деток вдохновят все еще сомневающихся мам на активные действия! Абсолютно с Вами согласна, что малыш для мамы – это самое главное! С нетерпением будем ждать новостей про успехи Вашего младшенького!
Roza Says:
Июнь 7th, 2010 at 15:12

Мы тоже занимаемся по Доману, с 9ти мес. НО у меня вопрос – можно ссылки на тех родителей чьи дети научились читать обучаясь ТОЛЬКО по Доману? на официальном форуме ооочень много информации а у меня нет времени перелопатить ее всю(((
admin Says:
Июнь 7th, 2010 at 15:31

Почитайте дневнички вот этих мам или напишите им свои вопросы:

http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=306

http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=360

http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=159

Вот еще раздел про результаты обучения на официальном сайте "Умницы”: http://www.umnitsa.ru/story/

Хотя, боюсь, придется Вас разочаровать: редко, кто занимается ТОЛЬКО по Доману. Обычно мамы подходят комплексно к раннему развитию, и кроме методики Домана, занимаются также пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, художественным развитием (рисование, аппликации, лепка), физическим развитием (кувырки, хождение по брусу, верчение-качание-подбрасывание ребенка и т.п. – хотя у Домана физическому воспитанию уделено как раз немало внимания) и различными пособиями (Школа семи гномов, блоки Дьенеша, различные паззлы, палочки Кюизенера, домашний театр, мультфильмы на иностранных языках) и т.п.
ninika Says:
Июль 9th, 2010 at 19:16

Полностью согласна с автором, тут и писать нечего. Любым детским пособием можно Перегрузить голову ребенка (если родитель невменяемый), любое пособие может отбить желание заниматься, если перегружать ребенка. Методика Домана – это всего лишь инструмент. Как молоток. Никто не требует от купившего молоток – долбить им каждый день. КТо-то его вообще никогда не использует, а кто-то пару раз гвозди забьет, а кто-то мастерить любит.
Бояться методики Домана просто глупо, а знакомство с ней безусловно облегчит жизнь родителям и разнообразит жизнь ребенка. Заметьте в Школе очень много занятий, когда ребенку показывают Карточки, Плакаты, Пишут на доске задание, Билеты на экзаменах – Можно считать, что это своего рода Привыкание.
Не хотите перегружать ребенка??? Не надо ему давать заучивать Все цвета (переживет он без охры, турмалинового и тп.) НО есть дети, которые могут этим заинтересоваться – а какая мама знает все? Эти методики – всего лишь помощники для родителей.
ninika Says:
Июль 9th, 2010 at 19:22

А по поводу игрушек – Я считаю детям нужно Все и играть и познавать. Мало ли, что считает Доман, в школе тоже считается, что читать книги, писать, решать – основное и школа практически не уделяет внимания отдыху на пляже, катаниям на аттракционах и тп. Н это не значит, что ребенку это не нужно. Если ваш ребенок откажется от игрушек сам, после интересных занятий с Доманскими методиками – ну и хорошо, а если он будет совмещать – то еще лучше, О чем спорить тут не понятно.

Категория: Мои статьи | Добавил: assolka (13.05.2011)
Просмотров: 2503 | Рейтинг: 0.0/0
Наш опрос
Полезна ли Вам информация на сайте?
Всего ответов: 70

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz