Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [37]

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Мама+ребенок+Доман


Вторник, 21.05.2024, 19:23
Главная » Статьи » Мои статьи

"Я воспитываю одаренного ребенка"(в сокращении) Евгения Тропп



Евгения Тропп. "Я воспитываю одаренного ребенка" (в сокращении)
МЯГКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В шестидесятые годы американским врачом Гленом Доманом совершена революция в педагогике, которую цивилизованный мир благополучно не заметил. Я думаю, что если бы сегодня Галилей сообщил всему миру, что Земля вертится вокруг Солнца, то это тоже бы не вызвало особенного интереса. Что хорошего несет за собой любая революция? Ничего. Существуют отлаженные педагогические системы, сотни миллионов учителей получают зарплату, ученые пишут книги, защищают диссертации, и здание это не пошатнуть. А суть открытия сегодняшнего Галилея в том, что здание это в основном бессмысленно, потому что основная учеба ребенка может происходить только в период, пока растет головной мозг. После окончания роста мозга эффективность обучения стремительно падает. РОСТ МОЗГА ПРОИСХОДИТ ДО СЕМИ ЛЕТ. (Это возраст, в котором в большинстве стран дети, в лучшем случае, только начинают учиться.) К трем годам рост мозга завершен на 70 - 80%, то есть обучению в первые три года жизни следует уделять особенно большое внимание. Если дело обстоит так, как его описывает Глен Доман, то дети получают крохи образования, получают его с громадным опозданием, и знания, которые они усваивают, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. Кроме этого, у ребенка не успевают возникнуть логические связи между разными разделами информации, которую он приобрел. Иначе говоря, позднее обучение не обеспечивает полноценного умственного развития ребенка. Аналогичная необратимая потеря времени происходит при позднем физическом развитии детей - развитии, которое сегодня считается нормой.
ЧТО ЖЕ СУЩЕСТВЕННО НОВОГО ОТКРЫЛ ДОМАН?

Существует несколько моментов, которые вместе создают подход и систему. Первый я уже назвала: основная учеба должна совпадать с периодом роста мозга.

Второй: Доман предположил, что можно провести полную аналогию между восприятием устной речи и тем, как мозг воспринимает письменную речь, притом что записанные слова одновременно громко произносятся вслух. И действительно, мы начинаем разговаривать с новорожденным, не очень заботясь, понимает он нас или нет. Но проходит неделя, потом месяц, второй, третий, и вдруг оказывается, что ребенок понимает то, что он слышит. При этом ребенку неизвестно, что слова состоят из разных звуков, которые можно расчленить - ему это не нужно, он просто понимает смысл вашей речи. Речи как существующей вокруг ребенка реальности, к которой он приспосабливается. А если такой же реальностью сделать речь письменную?! По Доману, ребенок никогда не должен, спотыкаясь, читать по слогам: вы окружаете его жизнь словами, написанными крупными буквами на однотипных карточках, показываете и громко их произносите. Каждый урок занимает всего несколько секунд, в течение дня вы показываете карточки десять-двенадцать раз, и к концу года выясняется, что ваш ребенок понимает смысл написанного, то есть умеет читать.

Третий: занимаясь математикой, Доман вводит обучение числу, а не цифрам. Детям показывают карточки с наклеенными на них красными кружками. Взрослый человек с трудом отличает шесть кружков от семи. Дети после не очень продолжительной тренировки могут отличить пятьдесят от сорока девяти или семьдесят от семидесяти одного - так выглядят, по Доману, первые шаги в математике.

Четвертое: Доман дает своим ученикам в определенном порядке энциклопедические сведения о мире. Наконец, пятый: Доман формулирует поэтапное включение различных отделов головного мозга, ответственных за выполнение движений возрастающей сложности. Ранняя двигательная активность включает очередной этаж мозга не раньше времени, а именно своевременно, когда это запланировано природой. По данным статистики, дети в Конго начинают ходить на пять месяцев раньше, чем скандинавы. Их никто не учит ходить, но ИМ НЕ МЕШАЮТ ДВИГАТЬСЯ. А не вредно ли слишком рано начать ходить, бегать, ползать, познавать мир? Слишком рано, считает Доман, не бывает, бывает своевременно. Начать вовремя ходить не вредно. Вредно задерживать ребенка в развитии, потому что в этом случае навыки различных движений оказываются менее естественными и совершенными.

Давайте теперь зададим напрашивающиеся вопросы. А не вредно ли все-таки слишком рано уметь читать? А не вредно ли для здоровья быть слишком одаренным, быть гением? Что такое "ранняя двигательная активность"? Не вредно ли с ребенком разговаривать? Не является ли слишком большой нагрузкой тот факт, что он понимает вашу речь? Гении... у гениев не слишком хорошая репутация, хоть бьюсь об заклад, что никто из вас живого гения не видел. Я так точно не видела. Видимо, гении не такие, как окружающие, и это вызывает недоброжелательное к ним отношение. Но мы говорим о совершенно другом типе людей. Видимо, есть какие-то люди, у которых мозг необъяснимо расположен к математике. Потом эта причина - она может быть даже связана с психическим заболеванием, - перестает действовать. В любом случае мы имеем дело со случайной способностью, не подкрепленной общим физическим и умственным развитием. Конечно, были универсальные гении, к ним относится Леонардо да Винчи, но они рождаются один раз в три столетия. Мы говорим о другом: правильно ли наша современная традиция установила сроки, в которые большинство детей начинает двигаться и получать знания? Ранняя физическая активность... Было время, когда наши бабушки точно знали, что ребенка нужно крепко пеленать и укладывать на спину. Сейчас это уже стало историей, но еще недавно никому не приходило в голову, что ребенка запеленывать ВРЕДНО, на спину укладывать ВРЕДНО. И каждая мать, родив ребенка, а часто единственного ребенка, должна подвергнуть критике все устоявшиеся представления, которые она получила по наследству.

Доман очень часто употребляет слово "миф". Он пишет, что миф всегда существует и поддерживается, потому что авторы мифов преследуют негативную цель. Каждый ребенок рождается с задатками гения. Выявить эти задатки может только раннее развитие. Но общество ощущает угрозу со стороны одаренных детей, которые станут одаренными взрослыми. Отсюда природа мифа о вреде раннего развития.

А вот еще один вопрос: не будет ли способному ребенку скучно в школе? Хороший и своевременный вопрос. ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ. Предположим, вы учите маленького ребенка игре в футбол. Следует ли вам думать,

что у вас в районе слабая футбольная команда и ему будет там скучно играть? И от этого надо учить его играть хуже? Вы учите, а команда для него найдется! Разумеется, ребенок, который к семи годам ищет ответы на свои вопросы в Британской энциклопедии, будет не очень счастлив, если его заставят читать вместе с классом "мама мыла раму". Если заставить его посещать такой класс силой, то это отобьет у ребенка желание учиться. Со школой действительно проблема. Тем более, что уровень школьного образования во всем мире падает ниже и ниже. Но это проблема решаемая. Родители находят специальные группы, специальных учителей, дают ребенку специальные задания. Это уже частность.

Главной проблемой, которую я вижу, являетесь вы сами. Вы должны точно отдавать себе отчет, чего вы от своего ребенка хотите. Доману в каком-то смысле очень повезло: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕЙ РАБОТЫ ОН КОНТАКТИРОВАЛ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЕЗДВИЖЕННЫХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ БЫЛИ НА ЛЮБЫЕ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ СВЕРШИЛОСЬ ЧУДО. Такие родители и помогли ему совершить открытие, как каждая мать может воспитать одаренного ребенка.
НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАНА?

Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, прежде всего, потому что существует одно главное препятствие для раннего развития вашего ребенка. Этим препятствием являетесь вы сами. Вы должны захотеть услышать, что существующий в мире подход к обучению детей неэффективен. Вы должны услышать, что промедление с началом систематических занятий может быть необратимым для полноценного развития ребенка, для достижения того уровня, который вашему ребенку может быть по плечу. Вы должны захотеть увидеть своего ребенка гармонично развитым. Если эти условия выполняются, то какое количество шагов вы сделаете в правильном направлении - не так уж важно. Если у вас не будет возможности заниматься с ребенком в полную силу, то вы хотя бы не будете тормозить его развитие, а это уже немало!

Краеугольным камнем в системе Домана является движение. Происходит взаимная стимуляция: физическое развитие активизирует работу мозга, развитие мозга улучшает физическое развитие. Если вы хотите иметь гениального ребенка, вы должны предложить ему двигаться. С какого момента? Передо мной лежит десять прекрасных книг о развитии детей первых лет жизни. Я листаю их и делаю закладки на главах "Когда ребенок начинает ползать". Доктор Спок: "дети начинают ползать между пятью и шестью месяцами, большинство к семи". Серз ("Ваш ребенок"): "с шести до девяти месяцев", Пенелопа Лич ("Дитя и ребенок"): "Между седьмым и восьмым месяцем большинство детей демонстрирует свое желание ползать". Отчет Принстонского центра по изучению первых лет жизни: "Шестой месяц". Берри Бразелтон ("Младенцы и матери"): "Активные дети начинают ползать в течение шестого месяца" (в его книге есть еще главы про "нормальных" и "спокойных" детей -- те начинают позже). Исследование, субсидированное БиБиСи: "Пытаются ползать с шестого по девятый месяц". Достаточно.

Большинство авторов добросовестно описывает современных детей и дает средний возраст, в котором дети начинают ползать. Предположим, это шесть месяцев. И вот сейчас я взрываю домановскую бомбу: шесть месяцев - это ровно на шесть месяцев позже, чем рекомендует Доман. Мой сын пополз в три месяца, я чувствовала себя бесконечно гордой. В это же время я натолкнулась на домановскую книгу о физическом развитии и поняла, что просто случайно не погасила "ползательный рефлекс", с которым ребенок родился. Я массировала сыну пятки, мне казалось, что они подвернуты, подставляла ладони под ступни, и таким образом он привык отталкиваться.

Я понимаю, что у большинства читательниц дети уже давно перестали ползать и уже бегают или ходят. Прошлого не вернешь, и это не повод для отчаяния. Я упомянула ползание только как пример. Он очень демонстративен в смысле разности подходов. Как просто поддержать рефлекс, с которым ребенок появляется на свет! Наклонная плоскость под небольшим углом, поддерживайте спину, и хаотическое дрыганье ногами и руками за несколько недель превратится в ползанье. Но еще важнее, что в этапном развитии мозга ребенок перейдет на следующую ступень.

Доман в своих книгах вводит термин "физический интеллект", который будет определять не хронологический возраст ребенка, а его реальный нейрологический возраст, соответствующий его физическому развитию. По нему мой ребенок, который пополз в три месяца, попал в группу "среднее развитие", и мое материнское тщеславие получило чувствительный удар.

Ползанье - это развлечение новорожденных, а более серьезное занятие - чтение. Как же должно выглядеть классическое занятие Домана? На плотных карточках размером 10x50 см красным фломастером вы пишете слово. Высота букв должна быть не менее 7,5 см. Первые слова должны быть обязательно легкими, понятными, смешными. Начинайте с пяти слов: вы показываете ребенку карточку и громко произносите слово. В первые дни проводите не больше трех уроков. Через несколько дней добавьте еще один набор из пяти слов. Доман рекомендует одновременно проходить не больше пяти наборов, но в первые два месяца и трех наборов будет вполне достаточно. Если вы будете показывать ребенку одно слово чаще трех раз в день, вы ему просто наскучите, а скука является резким тормозом занятий.

Начиная с третьей недели, вы можете удалять слова из каждого набора, по одному меняя их на новые. Постарайтесь не увлекаться количеством слов, но и сами выберите оптимальное число, которое подойдет вам и ребенку. Помните, что занятие должно быть предельно коротким. Оно должно продолжаться не дольше 7 - 8-ми секунд.

Еще одна важная рекомендация, которую часто повторяет Доман: переборите искушение и не возвращайтесь к старым карточкам. Мы привыкли начинать обучение с букв - старайтесь как можно дольше этого не делать. К буквам можно вернуться, когда маленький ребенок уже научится легко читать, а пока это только предельно непонятная абстракция. Повторяйте себе, что аналогия с устной речью полная - ведь вы, разговаривая с ребенком, не растолковываете ему, из чего состоит слово. Когда начинать? Как быстро становятся видны результаты? Я бы советовала по такой программе начинать с двух лет. У самого Домана рекомендации относительно начала занятий в течение лет меняются. В книге "Как научить вашего ребенка читать", которая появилась в русском переводе, он советует начинать с первых месяцев жизни. Видимо, этот перевод сделан с одного из первых изданий его книги, потому что в английских изданиях последних лет рекомендации становятся более взвешенными: "начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил, но если вы ищете сложностей, то начинайте в восемь месяцев, и только если вы считаете себя невероятным умником - тогда можете начинать с трех месяцев."

Я вам очень не советую начинать с трех месяцев.

Любая мать, которая хочет активно развивать своего ребенка, должна прочитать книги Глена Домана. Отдельные статьи на тему раннего развития могут быть только предложением обменяться мыслями в процессе занятий с детьми. И если я не советую начинать обучение чтению с самого раннего возраста, то я имею в виду только напряженные занятия, при которых нагрузка может лавинообразно возрастать. Вам будет трудно успевать готовить учебные пособия, читать до года все равно никакой ребенок не начнет, и получится, что к моменту, когда следует проводить самые активные занятия, вы можете отчаяться увидеть результаты, просто-напросто устать, или занятия утратят свою свежесть - не начинайте в три месяца.

О том, как лучше всего заниматься в первый год жизни, я буду писать отдельно, но сама идея учить читать трехмесячного ребенка не смешна, не нелепа - она только очень трудоемка. А пока окружите жизнь ребенка до года большим количеством слов, написанных крупными буквами, пусть на шкафу будет написано "шкаф", а на портрете тети - "тетя", пусть они будут частью жизни, как надпись "Кока-кола" на магазине. Пусть ребенок понимает, что предмет может быть обозначен надписью. Постепенно количество этих надписей можно увеличивать и даже показывать карточки со словами, но твердо помня, что первый год - только подготовка к учебе, а не сама учеба. Я знаю многих родителей, которые начали заниматься очень активно, не справились с выбранным темпом и занятия забросили вовсе.

Почему? Потому что эта система не дает видимых результатов через месяц. Нужно зарядиться минимум на год регулярных спокойных занятий. Вообще если бы мне кто-нибудь сказал, что есть универсальная система, в которой нет недостатков, то я бы отнеслась к такому утверждению с большим недоверием. Есть ли в системе Домана недостатки? С моей точки зрения, да. И есть много сложностей, о которых нужно писать.

Рождаемость во всем мире катастрофически падает. Большинство семей сегодня планирует иметь одного-единственного ребенка. Практически получается, что молодая мать, которая еще совершенно ничего не умеет, вовремя начать занятия с ребенком не в состоянии. Ей нужно научиться общаться с ребенком, не бояться его плача, повышенной температуры, изменения настроения, любых неожиданностей, которые подстерегают молодую мать каждый день. Это умение приобретается только опытом. Пока он появится, теряются драгоценнейшие для учебы месяцы. А первый год является ключевым и для становления личности, и для выработки отношения ребенка к учебе. Возьмите двух детей десяти месяцев - один из них листает книгу с невероятным усердием и не рвет страницы, а второй вообще не понимает принципа книги, картинки, того, что написанное слово может обозначать предмет. И может быть, это колоссальное запаздывание будет ощущаться всю жизнь. К занятиям с ребенком нужно готовиться еще до его рождения, искать книги, которые помогут в этом.
КАКИЕ КНИГИ ВЫБРАТЬ?

Авторы, которые занимаются ранним воспитанием, книг о повседневных мелочах детской жизни еще не создали. Есть солидные руководства: Пенелопа Лич "Дитя и ребенок", Серз, Серз "Ваш ребенок", которые переведены на русский язык. Это хорошие добротные книги, где обговаривается миллион всевозможных деталей детской жизни. Они могут быть настольными книгами, но при этом вы должны помнить, что в отношении развития ребенка эти книги - тоже только продолжающаяся повесть о том, "что должен уметь ребенок, если им практически не заниматься или заниматься неправильно".

Если подходить к вопросу очень строго, то любая деталь в жизни ребенка прямо связана с его умственным и физическим развитием. Например, безобидный вопрос: когда давать, когда отнимать соску? А вопрос не очень безобидный: английская ассоциация здравоохранения опубликовала данные о том, что дети, сосущие соску, отстают по интеллектуальным тестам чуть ли не вдвое. Дело не только в соске, многие ошибки родителей ведут к похожим результатам.

Сама я очень считаюсь с рекомендациями семьи Никитиных. У них много чрезвычайно важных советов, касающихся родов: мало кто даже из акушерок помнит, что пересекать пуповину можно только через шесть-семь минут после рождения ребенка, когда ребенок "забрал" себе большую часть плацентарной крови. Мелочи? Нет, не мелочи. Эти очень не лишние 500 граммов крови остро необходимы для здоровья первого года жизни.

Подносить к материнской груди ребенка нужно в момент появления его на свет, во всяком случае не позднее первых двадцати минут - ОТ ЭТОГО ПРЯМО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ВСЕГО ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, отделение плаценты, прекращение кровотечения, сокращение матки, а также отношения матери и ребенка на всю оставшуюся жизнь. И помнить о таких важных вещах должна не акушерка, которой мы привыкли передоверяться, она может не знать, забыть, и ей может быть все равно. Помнить должны вы сами. К проблемам, которые возникают во время родов, вы должны быть готовы, и в разрешении проблем должны принимать участие: это ваши роды, и над ними хозяйка - ВЫ, а не самая опытная акушерка и не самый знающий врач.

В советских родильных домах детей на первое кормление приносили через сутки, через двое, а не тогда, когда просит мать. Хотя давно уже во всем мире женские ассоциации, пропагандирующие грудное кормление, требуют, чтобы ребенка подносили к груди немедленно.

Есть еще очень важный пункт, который описывают Никитины - ЗАКАЛКА. Начинается она с запуска центров терморегуляции. Эти центры у ребенка работают, и он сам приспособится к ЛЮБОЙ окружающей температуре, но можно эту работу сбить, что обычно делает большинство матерей, СТАРАЯСЬ ОДЕТЬ РЕБЕНКА ПОТЕПЛЕЕ. Запуск естественных центров, которые реагируют на изменение окружающей температуры, происходит, если на восьмой-десятый день ребенка окунуть в холодную воду. Как ритуал такое купание существует (или существовало) во многих культурах, его даже связывали с религиозными таинствами. После этой процедуры ребенок выдерживает любые перепады температур и не подвержен простудным заболеваниям. ОТ ТОГО, ЧТО РЕБЕНКА НА МГНОВЕНИЕ ПОГРУЖАЮТ В ХОЛОДНУЮ ВОДУ, ПРОСТУДИТЬСЯ ОН НЕ МОЖЕТ. Закаленный ребенок спокойно носит минимум одежды, которая не будет ограничивать его в движениях. Его величество ДВИЖЕНИЕ в системе Домана занимает первое место. Начиная двигаться с первых дней жизни, ребенок меняет свой облик, у него рождается активный интерес к окружающему миру. Здоровье ребенка является базой, на которой выстраивается замок его развития. Каждая болезнь отбрасывает ребенка далеко назад. Поэтому книги Никитиных о "природном здоровье" важно иметь под руками во время беременности, родов и особенно в первые месяцы жизни ребенка.

Есть в системе раннего развития ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ, мимо которых пройти нельзя. Я еще раз называю ЧТЕНИЕ и РАННЕЕ ПОЛЗАНЬЕ. Ползанье очень влияет на развитие конвергенции зрения - НА ФОКУСИРОВАНИЕ, а через это на чтение и письмо. Раннее ползанье резко ускоряет рост мозга. Не паникуйте, если ваш ребенок так и не научился ползать, а в какой-то момент сразу сел или сразу стал ходить, хватаясь за стенки. Но сигнальная лампочка должна загореться: "РЕБЕНКУ НЕ ХВАТАЕТ ДВИЖЕНИЯ". В зависимости от возраста думайте, как это компенсировать.

К РАННЕМУ ЧТЕНИЮ мы привыкли относиться очень осторожно. Вот как формулирует такое отношение доктор Спок: "Стоит только ребенку проявить интерес к чтению, родители загораются и с энтузиазмом помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных занятий его возраста и превратить его в "грамотея" раньше, чем нужно!"

Мнение доктора Спока в свое время считалось непогрешимым. Может быть, это была первая книга без идеологической нагрузки, нормальная книга, написанная спокойным старым доктором. Сам доктор Спок к концу жизни скажет, что он отказывается от многих своих идей. Да и непонятно, что это за "естественные" для возраста занятия. Есть такой детский анекдот о том, как

два пятилетних малыша, видя над головами пролетающий самолет, спорят во дворе детского садика об устройстве турбореактивного двигателя. Потом один из них грустно говорит: "Придется прекращать разговор и идти раскрашивать эти дурацкие цветочки!" Доктор Спок волновался совершенно напрасно: по данным министерства просвещения Англии и США, более трети учащихся, заканчивающих среднюю школу, не умеют читать. НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ. Комментируя этот факт, Доман пишет, что это "еще не чудо"! Чудом ему представляется тот факт, что остальные две трети каким-то невероятным образом все-таки читать научились. Ведь научить ребенка читать в семь-восемь лет - это настоящий учительский подвиг! Подвиг, который отобьет у ребенка на всю оставшуюся жизнь всякое желание учиться. Среди противников системы Домана я выделяю французскую актрису Сесиль Лупан, которая и в школе у Домана была и детей его блестящих видела, но у самой Сесиль Лупан занятия не получились. Я думаю, что она бросила их раньше времени, не дождавшись видимых результатов. Но она много пишет о занятиях с маленькими детьми: вышла в свет ее книга "Поверь в свое дитя", и она основала во Франции общество под таким же названием. Сесиль Лупан предлагает свою систему подачи материала по истории и литературе; классические занятия Домана чтением и математикой она заменяет довольно забавным алфавитом, где для каждой буквы выдумывается картинка, предлагаются игровые занятия математикой. Эта книга издана большим тиражом на русском языке, и поэтому я на ней подробно останавливаюсь. Дело не в "священной неприкосновенности" теории Домана - это рабочая теория, ее можно менять на ходу. Но суть в том, что, по Доману, письменной речи ребенок не должен учиться, а видя перед собой слово и слыша его звучание, должен впитывать его в свое сознание. А Сесиль Лупан предлагает обычную прежнюю УЧЕБУ, только раннюю.

А ЧТО ЕСЛИ ВАМ ДОЛГО НЕ ВИДНО РЕЗУЛЬТАТОВ ВАШИХ ЗАНЯТИЙ? Представьте себе, что вы с момента рождения ребёнка говорите с ним вслух, а он все молчит и молчит, и еще года полтора не до конца понятно, что именно он понимает и запоминает. Значит ли это, что нужно перестать с ребенком разговаривать? Нет, не значит. Вы ждете, пока он будет понимать все, что он слышит, и ЖДИТЕ, ПОКА ОН БУДЕТ ПОНИМАТЬ ВСЕ, ЧТО ОН ВИДИТ. А изучение букв можно отодвинуть во времени практически до периода школы. Для своей работы с детьми я считаю обязательным еще один принцип Домана: передавать ребенку сведения о мире не разрозненно, а давая первичную классификацию объектов.

Следует прочитать хотя бы учебник зоологии для шестого класса и вспомнить, что существуют вид, род, семейство, отряд, класс и тип. И если давать ребенку сведения о мире систематически, то ребенок в самом юном возрасте начинает устанавливать такие сложные связи, которые нам не снятся.

Если вы приняли решение заниматься с ребенком, но хотите делать это по-своему, придумывайте свою программу: плаванье ничуть не хуже бега, а живопись не менее полноценна, чем музыка. Передавайте ребенку то, что вы любите и умеете сами. В этом месте я прекращаю разглагольствования на тему воспитания одаренных детей и перехожу к вариантам занятий. Только не выполняйте ничего буквально: все дети разные, и мы разные, не давите на ребенка, а если совершаете ошибки, то не отчаивайтесь и не бросайте занятий.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕ ПО ДОМАНУ,

или мои тематические альбомы.

Когда моему ребенку было десять месяцев, я еще раз перечитала книгу Домана "Как дать ребенку энциклопедические знания" и решила, что пусть все американки на свете выполняют его рекомендации, а я "комара обыкновенного", "сороку белохвостую" и "Бетховена Людвига", фактически через запятую, на однотипных карточках преподносить в этом возрасте своему ребенку не собираюсь.

Особенно меня раздражало, что каждую карточку нужно показывать не дольше пяти дней! А дома у себя можно находиться дольше пяти дней? Видеть газовую плиту, четыре стула, собаку Ксюшу, соседскую кошку, надписи на киосках - все это можно видеть по много месяцев или тоже нужно менять каждые пять дней? Результатом этого восстания было создание тематических альбомов: максимумом из идей Домана, с которым я позволила согласиться, была идея грубой первичной классификации мира. Сначала альбомов было пять. Потом десять, двадцать пять. Сейчас их больше ста. Люди. Люди и животные. Большой и маленький. Большие кошки. Птицы. Название писалось большими печатными буквами, и каждый раз, когда мы начинали смотреть альбомы, мы вынужденно громко прочитывали его название. Кроме того на каждом альбоме был свой порядковый номер и сзади на обложке - я использовала школьные тетради для рисования - россыпью красные шарики, их количество соответствовало номеру альбома. Но когда количество альбомов перевалило за пятьдесят, я отказалась и от математических установок Домана и оставила счет в пределах пятнадцати. Цифра на обложке, а сзади столько же шариков или простые суммы. Цифра восемь - сзади два шарика плюс шесть шариков.

Постепенно птиц становилось слишком много, и мы выделили хищных. А гепарды вышли из "Больших кошек" и перебрались в отдельный альбом. Слоны фигурировали сразу в пяти альбомах: в "Африке", в "Зверях Африки", в "Большой и маленький", в "Индии" и так далее. Медведи, спорт, машины, самолеты, собаки и волки, профессии, деревья. Все, что было освоено как понятие, получало свой альбом и номер и начинало свою самостоятельную жизнь. Грызуны. Отдельно крысы. Выяснилось, что пауки -- это не насекомые. Хоть тип у них "членистоногие", как и у насекомых, но класс - "паукообразные". А рыбы относятся к "хордовым", и к ним же относятся нобелевские лауреаты по физике.

Я надеялась, что мои альбомы заменят "компьютерную загрузку" Домана. С десяти месяцев до полутора лет мой сын готов был рассматривать альбомы часами. Но сейчас я четко понимаю, что я ошибалась. Наибольший объем информации ребенок способен воспринять именно так, как рекомендует Доман. Но я не думаю, что его "категории и разделы" нужно давать детям до двух лет, я вижу в этом только спорт, погоню за рекордами Гиннеса. Это не естественные занятия, соответствующие интересам годовалого ребенка. И до двух лет я стараюсь дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором мы живем, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Я хочу, чтобы он хорошо понимал, что число вещей может быть разным, что существует "прибавление" и "отнимание", что существуют хищные звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть, что папа за работу получает деньги, на которые можно купить бананы.

Наши альбомы были сочетанием чтения, математики и "Моей первой энциклопедии". По мере того как в альбомах увеличивалось количество слов, появлялся прообраз КНИГИ. Но классификационные тетради - это только временная форма занятий в каком-то определенном возрасте. С того момента, как вы видите, что ребенок может воспринимать больше, информация должна углубляться, а не расширяться. За год вы подготовились к дальнейшим занятиям: вы сами многое узнали и многому научились, у вас появилось много учебного материала: "интеллектуальная" программа Домана уже не кажется вам такой невыполнимой, как раньше!
ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Главный вопрос, который мучает родителей: "Не вредно ли заниматься по системе Домана?" Этот вопрос возникает, потому что родителям спокойнее иметь НОРМАЛЬНОГО ребенка, а эта норма является сегодня и в умственном и в физическом отношении невероятно низкой.

Что же такое норма? По большому счету, "нормой" в обществе должны быть показатели, которые в наши дни выглядят чудом. Профессор Доман пишет, что при ускоренном развитии ребенок должен делать первые самостоятельные шаги, начиная с шести месяцев. Мой младший сын без поддержки начал ходить в семь месяцев. Я много занималась его физическим развитием, но при этом не заставляла его ходить, а только предоставляла ему неограниченные возможности двигаться. При этом я выслушивала массу советов и замечаний о том, как это вредно "для неокрепшего детского позвоночника". Сведения о "неокрепшем позвоночнике" имеются в неограниченном количестве у бабушек и соседок. Я снова смотрю таблицу, в каком возрасте начинают ходить дети разных стран: Брюссель и Стокгольм - 12,5 месяцев, Париж, Лондон и Цюрих - 13,5 месяцев, похожие данные дают американцы. А теперь данные Красного Креста по Уганде - БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ ходит без поддержки с ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ. Понятно, что в "ультрацивилизованной" Уганде никто никогда детей ничему не учит. Причина всего лишь в том, что их никто не ограничивает в движении. Поэтому к двум годам африканский ребенок превосходит европейских детей по развитию интеллекта, и только в последующие годы цивилизация берет свое, и африканцы, предоставленные самим себе, начинают заметно отставать. На вопрос, не вредно ли ходить так рано, можно ответить другим вопросом: "Много ли вы видели сутулых африканцев?" А европейцев сутулых очень много.

Можно ли создать "половинную" программу, программу по вашим силам? Это я и считаю своей главной задачей: убедить вас, что любая, самая маленькая программа, - это уже настоящий шаг вперед. Чтение может идти параллельно с устной речью: если вы много разговариваете с ребенком, он вас слышит и понимает. Мало говорите - он понимает меньше.

Я даю вам вариант сокращенной программы раннего чтения: выделите одну из стен на кухне под картинную галерею. Картинка, но сверху она прикрыта листом с названием. Пишите крупными красными маркерами. Скоро вы начнете замечать, что ребенок помнит, где находится слово, но долго вам будет казаться, что он просто жульничает, запоминает место картинки, а не слово. Можете менять слова местами, но КАК МОЖНО МЕНЬШЕ СПРАШИВАЙТЕ: "Что это?" Наступит время, когда ребенок скажем вам сам. Только не ждите немедленных результатов: если вы начинаете занятия в 1,5 - 2,5 года, на получение четких результатов у вас уйдет приблизительно год. "Как целый год!" - скажете вы. Но это не так уж много: вы ведь все равно будете как-то заниматься с ребенком, просто занятия без системы дадут минимальные результаты. А кроме того, Я ПРОДОЛЖАЮ ПОВТОРЯТЬ ЭТО, целью занятий является не чтение, не математика, не спортивные трофеи, а РАЗВИТИЕ МОЗГА. И этот результат все время будет с вами.

Меняйте экспозицию на кухне раз в неделю. Недели вам хватит, чтобы найти новые картинки, которые смогут заинтриговать ребенка. Постепенно вы найдете подходящую методику, свой собственный подход, правильное количество новых слов - их может быть тридцать, а может быть и семьдесят. Иногда можно оставлять удачную картинку и менять только слова. Мой совет (у Домана на этот счет другое мнение): как можно дольше не использовать словосочетания. Если он сумеет запомнить слово, то связывать слова уже намного проще. Если у вас на кухне кафельные стены, то картинку можно приклеить полосками клейкой ленты, но это может быть не только картинка. Лентой к кафельной пластинке можно приклеить и ложку, и вилку, и кукурузные хлопья, и корку апельсина, и любую неожиданную или смешную вещь, которая вызовет у ребенка любопытство. И сверху заклеить предмет листом с названием. Можно приклеить игральную карту - это очень богатый учебный материал, отмечайте пока только масть, можно повесить вместе две карты одной масти. Карты не должны ассоциироваться только с алкогольными напитками и злачными местами! Я предостерегаю читательниц: не устраивайте гестов! Это - категорическое требование Домана. Но в какой-то момент вам нестерпимо захочется понять, чего же вы достигли. Используя игральные карты, которые висят на стене, вы сможете устраивать "непрямые тесты" - если ребенок показывает правильно место, где висит двойка крестей, а где пятерка крестей, то значит, он запоминает или число, или слово. Но все это значительно позже. Пока только громко назовите слово, не задерживаясь на нем. Весь урок должен занимать доли секунды. Чтение является узловым умением в развитии ребенка - это ключ к приобретению информации (читать, читать и читать).


Категория: Мои статьи | Добавил: assolka (05.01.2010)
Просмотров: 2149 | Рейтинг: 5.0/2
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz